Вместо предисловия. Сегодня информационные компьютерные технологии стали такой же привычной реальностью, как и все ранее отлично зарекомендовавшие себя информационные средства: телевидение, радио, печатные СМИ, книги, телефония и т.д. и т.п. Но в отличие от многих из них именно компьютерные Интернет технологии позволяют осуществлять полноценный информационный взаимообмен в реальном времени с практически любым абонентом всемирной паутины, не теряя при этом уникальных свойств и качеств, характерных, например, для печатных изданий. Всегда есть возможность при возникшей необходимости вновь обратиться к тому или иному необходимому материалу с целью многократного его просмотра и изучения.
Совсем немаловажным обстоятельством, послужившим взрывному распространению Интернет технологий в конце 20 века и начале III тысячелетия, явилась возможность активного взаимодействия пользователей Интернета не только с "пассивной" (статичной) сетевой информацией, но и с другими пользователями мировой паутины, с информацией постоянно обновляемой. В этой связи совсем не случайно большинство Высших и средних специальных учебных заведений во всем мире сегодня активно используют предоставившиеся Интернет возможности для дистанционного (внеаудиторного) обеспечения и регулирования учебного процесса, для осуществления не только Он-лайн консультаций к тематическим занятиям, но и проведения: конференций, семинаров, симпозиумов, мастер-классов, выставок, конкурсов, деловых и ролевых игр, олимпиад, тестов, экзаменов, зачетов и т.п. мер не только осуществления контроля текущей успеваемостью студентов, но и что самое важное - оказания конкретной методической помощи в учебном процессе каждому из студентов в режиме реального времени.
В некоторых же случаях аудиторные занятия полностью заменяются на занятия, проводимые в виртуальной Интернет среде, совсем не теряя при этом в их качестве.
В связи с вышеизложенным небезынтересным будет ознакомиться со следующим материалом, размещенном в русскоязычном секторе мировой паутины, разъясняющим понятие ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
(
ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:
- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети),
- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.
В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с учащимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей. В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. В настоящее время имеются отечественные разработки программного обеспечения, которые достаточно широко применяются как отечественными, так и зарубежными организациями, предоставляющими услуги по дистанционному обучению.
Использование технологий дистанционного обучения позволяет:
- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);
- проводить обучение большого количества человек;
- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.
- создать единую образовательную среду (особенно актуально для корпоративного обучения).
Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу 137 Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 «Об использовании дистанционных образовательных технологий», итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно (см. также ЗДЕСЬ)
Разумеется, живое общение между преподавателями и студентами Интернет технологии вряд-ли когда-нибудь заменят, также как и мобильная телефонная связь не в состоянии заменить живое общее между людьми полностью на виртуальное общение. Вместе с тем, именно Интернет технологии позволяют осуществлять сегодня невиданные ранее дистанционно образовательные услуги в реальном времени.
Сайт кафедры "Искусство интерьера" Красноярского государственного художественного института создан в качестве учебно-методической площадки по дополнительному обеспечению учебного процесса специальности "Искусство интерьера" ФГОС II поколения (Специалитет. 6 лет обучения) и специальности "Дизайн" по профилю подготовки ФГОС III поколения "Дизайн среды" (Бакалавриат. 4 года обучения).
В перспективе на этом сайте планируется осуществлять дополнительное консультационное обеспечение учебного процесса привлечением более совершенных информационных современных средств, включая в том числе и полноценное ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ по ряду возможных направлений дополнительного образования специальности "Дизайн" ФГОС III поколения.
Зав. кафедрой "Искусство интерьера"
проф. Одношивкин В.Н.