В минувшую пятницу 17 июня с.г. в выставочном зале 2-го учебного корпуса Красноярского государственного художественного института по адресу ул. Конституции, д. 9-а состоялись защиты дипломных проектов и работ кафедры "Искусство интерьера". В этот заключительный день трехдневного марафона защит дипломных работ всего института в целом, также как и накануне на специальностях графического дизайна и художественной керамики, работу Государственной Аттестационной Квалификационной комиссии возглавлял заслуженный художник Российской Федерации, заведующий кафедрой "Искусство интерьера" Московской Государственной Художественно - промышленной Академии им. С.Г. Строганова профессор Александр Николаевич Стасюк.
Разумеется, этот жаркий июньский день был наполнен искренними волнениями за оценку представленных на защиту дипломных проектов и работ не только самих дипломников, но и их родителей, друзей и знакомых, студентов младших курсов, а также тревожными ожиданиями итогами защиты всех тех, кто искренне переживал за выпускников в этот день. И это совершенно естественно, ибо именно защита дипломных работ подводит самый серьезный итог всей шестилетней работы не только самих обучающихся по этой специальности, но и всего коллектива преподавателей и сотрудников выпускающей кафедры "Искусство интерьера". Совершенно не случайно именно этот день является самым главным днем в году. Соответствуя своему статусу, государственная комиссия, пожалуй как никогда ранее, работала бескомпромиссно, тщательно анализируя все представленные к защите работы.
Испытание выдалось не из самых легких для всех участников защиты. Разумеется, в первую очередь для самих дипломников, которые по понятным причинам волнуясь, иногда забывали рассказать самое главное о своем проекте, упуская в своих докладах подчас принципиальные позиции, повлиявшие в значительной мере на разработку самой художественно-проектной идеи, увлекаясь несущественными деталями в своем проекте. Впрочем, это для них по-настоящему первая защита своей работы перед столь представительной аудиторией, самый серьезный профессиональный экзамен и, поэтому, многое в этом плане вполне простительно, ибо жизнь в профессии научит быстро мобилизовать свои силы, концентрироваться в зависимости от ситуации: будь то на стройплощадке на авторском надзоре, или на утверждении своего проекта перед заказчиком.
Самая первая дипломная работа, вынесенная на защиту, проект интерьеров под названием "Нейронные сети" Момотенко Тимофея, представившего государственной комиссии и присутствовавшим гостям свое собственное видение решении проблематики организации пространства досуга для студентов, аспирантов и молодых ученых на примере одного из зданий учебно-образовательного и научного комплекса Сибирского Федерального Университета в городе Красноярске.
Как и следовало ожидать, эта работа вызвала живейший отклик у всех присутствующих, поскольку проблемы затронутые автором в своем проекте, не могли оставить равнодушными никого из членов комиссии, постепенно настраивая всех на деловой разбор проектных предложений не только этого автора, но и всех представленных позднее дипломных работ. По сути допущенного к защите проекта выступает народный архитектор РФ, член-корреспондент РАХ, действительный член Академии архитектуры и строительных наук Виталий Владимирович Орехов с напутственными пожеланиями в адрес автора проекта.
Следующим на очереди представлял свой дипломный проект Владимир Афанасьев по творческой мастерской "Синтеза искусств и экспозиционного дизайна" кафедры "Искусства интерьера", посвященный теме международной передвижной выставки современной дигитальной (цифровой) архитектуры и дизайна, на которой по основной идее проекта должны демонстрироваться работы именитых авторов - всемирно признанных мастеров в этой области. Сопутствующие материалы в виде пояснительной записки, альбома предварительных эскизов, теоретического исследования, а также и видео ролика, демонстрирующего главные достоинства проектного предложения, не смогли оставить равнодушными никого из членов комиссии. И это совершенно немудрено, ибо мир современного параметрического дизайна и архитектуры не укладывается в прокрустово ложе классической ортодоксальной эстетики, базирующейся на постулатах геометрии Эвклида и античной философии, а выходит далеко за их пределы, представляя по сути совершенно иные мировоззренческие идеи современного знания.
Эта работа вызвала едва ли не самый живой отклик среди членов комиссии, подчас с диаметрально противоположными мнениями о ее качестве. Кому-то этот проект нравился и он был подкуплен его простотой и ясностью дизайнерского решения, неявной, не в "лоб", во многом скрытой, но изящной художественно-проектной идеей. Кого-то этот проект смутил своей откровенно нарочито яркой пластикой, не имеющей аналогов в отечественной экспозиционной практике. Среди членов комиссии разгорелся спор о достоинствах и недостатках этого проекта. Вполне возможно, этот спор мог бы продолжаться еще долго, если бы не богатейший опыт Председателя государственной комиссии, поставивший своевременную точку в затянувшемся диалоге своим заключительным выступлением по этой теме.
Однако, именно благодаря этому, и на самом деле интересному, проекту, который принял на себя весь удар критики, в Государственной комиссии вскоре установилась атмосфера серьезного и вдумчивого отношения ко всем последующим работам, вынесенным на защиту 2011 года. Ибо именно этот проект и позволил соотнести цели и задачи профессии художественного проектирования с чрезвычайно противоречивыми эстетическими запросами современности. Проблемы современной культуры, невольно поднятые дипломным проектом Владимира Афанасьева, несмотря на то, что иногда выступления членов комиссии носили отвлеченно-философский характер, не относящийся напрямую к представленному проекту, и стали отчасти столь желанной стартовой площадкой для вдумчивого и серьезного анализа всех последующих работ.
Дипломный проект Павла Лопаткина был посвящен теме узкопрофильных клубов, имеющих ярко выраженную тематическую нагрузку с отчетливо представляемой им адресной аудиторией. Проект интерьеров джиппинг клуба 4WD24RUS включает разработку интерьеров основных помещений здания клуба с частичной реконструкцией архитектурного сооружения, предложенного автором под задачи клуба. Автором проекта предложен ряд мер по эстетической организации среды, основанных на анализе не только отечественного и зарубежного опыта подобного узкопрофильного клубного движения, но и на анализе специфической ментальности представителей этого, уже ставшего значительным и массовым, движения.
Разумеется, и этот проект не избежал критических замечаний. Чувствовалось, что комиссия, разогревшись на анализе предыдущих тем дипломных проектов, уже вполне серьезно принялась за работу. К чести Павла Лопаткина он выдержал моральные испытания, выпавшие на его долю, и достаточно уверенно отвечал на все вопросы членов комиссии. Остается лишь только сожалеть, что постоянные его отвлечения от работы над графической частью проекта по причине частых вызовов в военкомат (сразу же после защиты дипломного проекта его призывают на действительную военную службу) не позволили ему в должной мере показать все достоинства своего проектного замысла. Вместе с тем, его дипломный проект был встречен вполне благосклонно, с чем данного автора проекта и поздравил Председатель Государственной комиссии Александр Николаевич Стасюк.
Тем не менее, настала очередь следующего проекта, вызвавший неподдельный интерес у всех присутствующих. К защите был представлен дипломный проект Юрия Кубицкого по достаточно необычной и неординарной теме - "Проект интерьеров специализированной школы для одаренных детей "Инкубатор", которая была инспирирована протестными воспоминаниями самого автора о своем и своих друзей детстве. Этот, во многом концептуальный, проект представил авторскую версию возможной материализации мечты о новых, соответствующих духу 3-го тысячелетия, открывающихся возможностях в педагогике, кардинально отличающейся по своим установкам от ныне еще пока действующих и ассоциирующихся с понятием школы дидактических методов воспитания личности.
Материализация идеи творческой свободы, по мнению выступавших членов комиссии, является его самой главной отличительной чертой, соответствующей не только самому духу времени, молодежной тематике в целом, но прежде всего процессу познания через исследование мира. Создание насыщенной смыслами объектно-пространственной среды, способствующей средствами дизайна раскрепощению творческих способностей ученика посредством интригующей игры с пространством, соответствует заявленной теме по воспитанию - "выращиванию" не стандартно мыслящих детей и подростков, о чем с особенным удовольствием и удовлетворением говорили все выступавшие на защите этого проекта члены государственной комиссии, отмечая высокий уровень всех компонентов представленной работы.
Все представленные на защиту проекты в той или иной мере соответствовали не только внутренним авторским представлениям и убеждениям о гармонии мира, но основывались на собственных личностных переживаниях, связанных с темами дипломных работ едва ли не на биографическом уровне. Работа Евгении Новоселовой посвящена теме создания адекватной художественно-образной среды реабилитационных медицинских учреждений. Проект интерьеров и дизайна прилегающей территории пансионата для легочных больных, проходящих восстановительный курс терапевтического лечения, в буквальном смысле выстрадан автором этой работы, что позволило ей на основе собственного жизненного опыта подойти к решению проектной задачи со всей возможной творческой ответственностью.
Одной из самых ярких работ, вынесенных на защиту, в ее заключительной фазе была представлена работа Ольги Баталиной по теме "Проект интерьеров научной библиотеки Сибирского Федерального Университета в г. Красноярске". По мнению членов комиссии проект разработан в едином стилистическом ключе и отличается глубиной проработки всех элементов пространства.
Защита дипломных проектов и работ 2011 года по этой специальности достойным образом завершила цикл защит дипломных работ всего института в целом, не только поставив восклицательный знак всему выпуску этого года, но и тем самым показала, что в юбилейный год специальности "Искусство интерьера" на сибирской земле (специальности в этом году исполнилось 30 лет) несмотря на деструктивные процессы в современной отечественной культуре, а в значительной степени и вопреки им, у нее уверенное будущее. Оно основано как на высоких традициях отечественной культуры художественного проектирования и дизайна, так и на уникальности Красноярской высшей школы дизайна среды и художественного проектирования. Впрочем, сама профессия изначально ориентирована на новейшие изменения в культуре, предчувствование и научное прогнозирование которых во время обучения является обязательной составляющей учебного процесса кафедры "Искусство интерьера" Красноярского государственного художественного института.
Оценки Государственной квалификационной комиссии по защите дипломных проектов и работ этого года вновь подтвердили нацеленность профессорско-преподавательского состава и студентов кафедры на высокие учебно-творческие цели и задачи, что специально в своем заключительном слове при объявлении оценок и подчеркнул Председатель Государственной аттестационной квалификационной комиссии заслуженный художник РФ, доктор технических наук, профессор Александр Николаевич Стасюк, в недавнем прошлом ректор Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова, ныне заведующий кафедрой "Искусство интерьера", который знает об особенностях отечественного образования не по наслышке, а изнутри. Как говорится в подобных случаях, есть с чем сравнивать.
Оценки Государственной аттестационной квалификационной комиссии по итогам защиты дипломных проектов и работ выпускников кафедры "Искусство интерьера" Красноярского государственного художественного института 2011 года в алфавитном порядке:
1. Афанасьев Владимир
"Проект экспозиции выставки современной архитектуры и дизайна"
Оценка - "Отлично" с Похвалой ГАКК
Руководитель - профессор Одношивкин Владимир Николаевич
Соруководитель - доцент Порчайкина Наталья Викторовна
2. Баталина Ольга
"Проект интерьеров научной библиотеки Сибирского Федерального Университета в г. Красноярске"
Оценка - "Отлично" с Похвалой ГАКК
Руководитель - профессор Одношивкин Владимир Николаевич
Соруководитель - доцент Иванен Илона Викторовна
3. Кубицкий Юрий
"Проект интерьеров специализированной школы для одаренных детей "Инкубатор" Оценка - "Отлично" с Похвалой ГАКК и рекомендацией для поступления в аспирантуру КГХИ
Руководитель - профессор Одношивкин Владимир Николаевич
Соруководитель - ст. преподаватель Ратегов Денис Анатольевич
Фото с защиты дипломных проектов и работ выпуска 2011 года профессора Е.А. Смирновой. Все фотографии этого самого главного дня в году
Текст отчета о защите 2011 года подготовлен профессором Одношивкиным В.Н. заведующим кафедрой "Искусство интерьера" Красноярского государственного художественного института, руководителем творческой мастерской "Синтез искусств и экспо-дизайн", руководителем дипломных работ 2011 года выпуска.
|