Воскресенье
24 Ноября 2024
15:22
 
ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРА
 
Приветствую Вас Гость | ЗДЕСЬ МОЖНО ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ С ЭТОГО САЙТА ПО КАНАЛУ - RSS и тогда извещения будут приходить вам на почту!Главная | СПОРНЫЕ МЫСЛИ И ИДЕИ (черновики) | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы дневника
Спорные мысли об искусстве дизайна [15]
Самые разные суждения о природе дизайна и художественного проектирования.
О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕНИЯ. [9]
Нужно ли учиться искусству дизайна в эпоху тотального дизайна...
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА [1]
Лето уже в разгаре.Скоро, совсем скоро закончится учебный год. Каким же он был на кафедре Искусство интерьера?
Новое в дизайне интерьера [10]
Дизайн и осетрина (по М.Булгакову "Мастер и Маргарита") бывают только первой свежести! Находим и размещаем здесь все новинки и откровения в дизайне!
АРТ МЕБЕЛЬ [2]
Традиционное, национальное и авангардное в искусстве мебели
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН [8]
Все что связано с понятием благоустройства улиц, площадей, парков, скверов... Малые архитектурные формы. Фито дизайн и прочее.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ и АРХИТЕКТУРЫ [9]
Технологии _ HIGH TECH [9]
Новинки в сфере высоких технологий в дизайне и прикладном искусстве
Всякие разные мысли вслух [23]
Литература и поэзия. Добро пожаловать! Или "не хлебом единым жив человек!"(с)
Не только о серьезном, но и о нем [8]
Невероятные вещи в мире человеческих страстей. Анекдоты о себе любимом, преподавательские и студенческие шутки, розыгрыши, юмористические коротенькие рассказы, притчи и т.п.
Наш опрос
Кто ЗДЕСЬ был? Оставь свой след!
ВСЕГО ОТВЕТОВ В ТЕКУЩЕМ ОПРОСЕ: 2192
Главная » 2007 » Июль » 1 » ДИЗАЙН НА... ТАБУРЕТКЕ
ДИЗАЙН НА... ТАБУРЕТКЕ
21:34
  • Хочу предложить одну, совсем не бесспорную мысль. Надеюсь она найдет те или иные отклики в среде тех, кто будет читать этот дневник.
  • Совершенно очевидно, что в нашем отечестве хоть сколько нибудь серьезно говорить о ДИЗАЙНЕ не приходится. А причина уж слишком очевидна, что бы не заметить очевидных признаков его отсутствия.
  • А именно...
  • ОТСУТСТВИЕ ТЕХНОЛОГИЙ. СОВРЕМЕННЫХ.
  • Поскольку дизайн изначально ориентирован на массовое потребление, то говорить о засекреченных военных технологиях в этом смысле не приходится, ибо они не предназначены для широкомасштабного использования.


  • Ниже приводится полный текст моего выступления на Всероссийской научно практической конференции, посвященной отечественным проблемам Высшего специального художественного образования в том числе и в дизайне. Конференция состоялась в г. Красноярске в 2003 году.

  • "К вопросу о государственном подходе в обучении будущих мастеров отечественного дизайна". ГосЗаказ.

  • В качестве предисловия примем за аксиому следущее утверждение:
    "Если нет проблемы, или не выявлена(ы) проблема(ы) - нет и предмета для проектирования".
    Тем самым это означает не более и не менее, что все в мире гармонично и не требует никаких вмешательств.
    Но так ли все благополучно обстоит в мире высшего специального художественного образования, в частности многообразного спектра дизайнерских специальностей?

    Часть первая.
    Феномен художественной культуры 21 века.
    (Вместо предпосылки)
    Сегодня, пожалуй как никогда ранее в Российской истории, можно смело констатировать факт необычайно возростающего интереса к дизайну во всех без исключения слоях населения, соответственно и к феномену отечественной художественной культуры в системе высшего и среднего специального образования начала 3-го тысячелетия. Само это феноменальное явление можно без особых натяжек характеризовать как "сплошную дизайнеризацию всей страны". При этом кривая роста упомянутой "дизайнеризации" на своеобразном графике массового спроса от взрывной резко амплитудной траектории на гребне 20 и 21 веков перешла уже сегодня на стадию некоторой фазы постоянного роста, что говорит о неослабевающем интересе, стало быть и о заинтересованном спросе на эту профессию. Профессия востребована, продукция образовательных учреждений по этим специальностям высоко ликвидна, - казалось здесь бы можно и нужно только радоваться... То о чем так долго твердили художники-проектировщики второй половины 20 века, - наконец то свершилось. Переворот в массах произошел! "Изгои и пасынки" отечественной художественной культуры на задворках художественных выставок и конкурсов, проектировщики-художники, стали в одночасье "господами дизайнерами", и тут же: "Из грязи сразу в князи!". Казалось бы... О чем задумываться и о чем сожалеть, о чем же голову ломать?
    Об этом невиданном до сих пор интересе к дизайну свидетельствуют не только рейтинги телевизионных передач, которые в той или иной степени опираются на теперь уже широко известный всем и всякому брэнд "...ДИЗАЙН...", массовые периодические профессиональные (и не очень "профессиональные") издания, но также и книги, монографии, Государственные Премии в области литературы и искусства, конкурсы, включая сюда же и заявки фирм через всевозможные бюро по трудоустройству, но также и в том числе... и даже(!) всевозможные хэппенинги и около псевдодизайнерские шоу, рекламные объявления в газетах и журналах, в интернете и на улице... Здесь не могу не вспомнить об одном почти анекдотическом случае в Красноярске (было бы почти смешно, если б не было так грустно). Очень долгое время на одной из центральных улиц краевого центра рядом с известным стадионом "Локомотив" на тротуаре красовалась рекламная "раскладушка", намертво прикованная цепью к фонарному столбу, повествующая о прелестях дизайна ... ногтей(!). Не исключением по всей видимости подобные рекламные "трюки" (дизайн зубов, причесок, фигуры и т.д. и т.п.) являются и для других городов России, при этом не только, и далеко не только известных отечественных культурных центров, но также и малоизвестных городов Российской провинции...
    Количество учебных заведений (лицеев, колледжей, средних и высших учебных заведений), отделений, кафедр дизайна(того или иного вида) по всевозможным его направлениям увеличилось за прошедшие неполных десять лет не только по Сибири(!), но и в целом по России как минимум на порядок! Кто нибудь свел эти данные воедино? Имеется ли сводная реальная статистическая картина происходящего у Министерства Образования по государственным и негосударственным образовательным услугам в сфере дизайна в цифрах и фактах?
    При этом далеко не исключением, а уже и нормой стали стабильно высокие показатели приемных комиссий ВУЗов, осуществляющих набор по всем(!) специальностям дизайна, да и сами итоги конкурсных экзаменов впечатляют. Из малоизвестного в середине прошлого века и диковинного по тем временам "заморского зверя", дизайн стал сегодня привычным и очень престижным брэндом, который удобно эксплуатировать и на котором, кроме всего прочего, еще и "удобно" ... делать деньги. Дизайн образование превратилось в товар... Казалось бы здесь, как это и должно было бы быть на цивилизованном (!) рынке, соотношение "цена-качество" способно отразить истинную картину происходящего. Но. То ли у нас еще рынок образовательных услуг не дорос до цивилизованного, то ли мы сами не доросли до рынка...
    Мне представляется, что как одно, так и другое. Вернее, - проблема представляется комплексной.
    И ее, отделяя зерна от плевел, выделив главное, можно было бы обозначить, как: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
    В рамках же сегодняшнего престижного форума, ее можно было бы сформулировать несколько точнее, а именно, -как: КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
    Часть вторая. (продолжающая первую тему)
    Кто ЗАКАЗЧИК?
    В системе Высшего и Среднего специального художественного образования (имеется в виду конечно же государственного) ответ напрашивается сам собой. Несомненно и непременно, - Государство ! Но так ли это на самом деле? Ответ чрезвычайно прост. И ДА и НЕТ... Если с первым согласиться хочется легко, то со вторым уж как то и не очень. Может быть, - и не особенно хочется в это самое второе верить?
    Поясню.
    Да, действительно! Государство, обеспокоенное разношерстностью (мягко говоря!) разнообразных подходов в подготовке специалистов этой ныне очень престижной профессии, приняло ряд ведомственных актов и нормативных документов, регламентирующих образовательные услуги под общим названием "Государственный образовательный стандарт...", в котором определяются приоритетные цели и задачи специальностей дизайна, формы, объемы часов и т.д. и т.п. За неимением места и времени нет никакой возможности остановиться на этом чрезвычайно любопытном вопросе более подробно (хотя конечно бы и стоило!). Ну да ладно. Хорошо. Казалось бы вопрос решен. Но... Первая редакция "Стандарта" вышла почти четыре года тому назад. А уже в этом году вышла вторая, которая разительнейшим и кардинальным образом отличается от предыдущей(!), а не за горами (на будущий год!) уже и третья редакция! Все это время учебную часть, деканат, выпускающие кафедры (в особенности, именно на них падает "дамокловым мечом" в конечном итоге весь груз ответственности за подготовку и выпуск специалистов дизайна) в буквальном смысле лихорадило, лихорадит и будет лихорадить, как обещают разработчики этого главного образовательного документа в самом ближайшем будущем! Как следствие, постоянная грядущая переделка не только Учебного плана (это еще "малая кровь"), но и учебных программ, создание новых (в том числе методик и пособий...), полная кардинальная перестройка всего учебного процесса! И это же, - по всей стране(!)...
    Мне могут возразить. Поскольку дизайн является профессией очень зависимой от ТЕХНОЛОГИИ ВРЕМЕНИ и очень тонко откликающейся на запросы ВРЕМЕНИ, то поэтому и меняется соответственно не только программное наполнение, но и сама конструкция "Образовательного стандарта", его идеология. Смею не согласиться с таким утверждением, а скорее с постановкой вопроса. Да, конечно Дизайн (по определению) является "лакмусовой бумажкой" экономики, мировозренческих процессов, новых технологий, рынка наконец... Все это правильно. Но правильно только с этой точки зрения! А вот с точки зрения художественной культуры (почему мы забываем про это !?), -эта точка зрения далеко не бесспорна! Не компьютер, как в недавнем прошлом рапидограф или (еще ранее) аэрограф, определяют ХУДОЖНИКА-проектировщика, а его способность образно, метафорически (в особенности в специальностях дизайна, декоративно прикладного искусства и архитектуры) эмоционально переживать, а уж потом(!) и создавать, творить. Без удивления и страсти, стало быть и вдохновения, ИСКУССТВА не б-ы-в-а-е-т. Дизайн, это искусство? Да или нет? Или это только ремесло?
    Мне кажется, что разработчикам новых редакций "Стандарта" ответ совершенно не ясен. В противном случае, чем же еще объяснить метания "от черного к белому", от одной версиии "Государственного(!) образовательного стандарта" к другой, по смыслу и содержанию совершенно отличной от предыдущей?
    Я убежден своей более чем двадцатилетней педагогической практикой в художественном ВУЗе, что креатив в дизайне возможен только на основе синтеза двух равных начал: ИСКУССТВА ЛОГИКИ и ИСКУССТВА ОБРАЗА, помноженные на современные ТЕХНОЛОГИИ в самом широком смысле этого слова. И при этом, что бы мы не говорили о разнообразных и всевозможных видах и формах веяний времени... Просто ВРЕМЯ (в самом широком смысле этого слова) не более чем его, т.е. дизайна, составляющая. Приоритет одного над другим позволят разве лишь говорить о временных трансмутационных особенностях во многом этой еще слишком молодой для многих профессии.
    Часть третья
    КРЫЛЬЯ.
    Ни для кого не является секретом, что начиная с третьего курса (иногда и того и раньше) студенты специальностей дизайна, архитектуры и декоративно-пркладного искусства в массе своей устремляются на заработки, которые естественно поглощают у них все их "свободное" время. Более реактивные и способные еще что то успевают сделать по минимуму из учебной программы, на большее их не хватает по причине временного цейтнота, а менее подготовленные, но не менее талантливые(!) вязнут, обрастая долгами и "хвостами" по академической успеваемости. О высоких и достойных результатах в такой клинической ситуации говорить просто не приходится. Столкнувшись лицом к лицу с рынком, с нашим "воспитанным и высококультурным" заказчиком очень быстро наши воспитанники понимают, что с теми высокими требованиями искусства профессии, которые прививает высшая школа, лучше и безопаснее для кошелька (для самовыживания) либо на время расстаться, либо вообще забыть напрочь. Налицо парадокс. С одной стороны все участники (преподаватель-студент) процесса ХОТЯТ учить и научиться, с другой, - НЕ МОГУТ. И дело здесь вовсе не в пресловутых размерах стипендии или зарплаты в ВУЗах. Они безусловно малы, и ничтожно малы, до стыда! Но это все, что может позволить государство, таковы сегодня реалии, к сожалению. А дело здесь скорее в другом. Сегодня отутствует МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ будущих мастеров искусства дизайна! Что я под этим понимаю? Объясню. Профессии дизайна, декоративно прикладного искусства и архитектуры в наибольшей степени зависят от уровня развития высоких промышленных технологий, от степени владения этими инструментами мышления. Последнее хотелось бы особенно подчеркнуть. Ибо уровень мышления в этой профессии неразрывно связан с уровнем современных промышленных технологий. Мастерские Художественного Фонда РФ, творческие дачи Союза Художников России (а еще ранее и СССР) перестали либо существовать, либо влачат нищенское существование. Да они и не в состоянии удовлетворить запросы необходимых высоких требований к современным(!) промышленным технологиям, даже хотя бы по причине их традиционной ориентированности на уникальность созидаемого ручными средствами.
    Убежден, что компьютер (спасибо конечно МК РФ за финансовую помощь) не основной инструмент в подготовке художника-проектировщика, особенно на специальностях, связанных с реальной производственно-строительной и отделочной базой.
    Убежден в том, что если живописцу не давать писать маслянными или водяными красками, а держать его "впроголодь" только лишь на карандаше и на оберточной бумаге, а студенту-скульптору не давать в руки глину и камень, дерево, бронзу (хотя бы для пробы) то если и получится в конце-концов художник, то скорее художник-теоретик, но никак уж не практик. А такие бывают?
    Повальное увлечение компьютерными технологиями сослужило и нам не самую лучшую службу. За эти годы чуть не потеряли главное. Умение работать с конкретикой, с реальным материалом, его художественно чувствовать и проникать в его внутреннюю поэззию и музыку. Вовремя одумались. Вернули процесс в лоно, в завоеванное ранее собственное русло профессии.
    В этой связи. Говорить о дизайне интерьера в современных российских условиях просто не приходится по причине изначальной ориентированности "заказчика" (Мин.Культ.РФ) на создание уникальных интерьерных артефактов в деле подготовки молодых специалистов.
    Искусство интерьера, как специальность, предполагает в собственном звучании и смысле этого словосочетания создание произведений интерьерного искусства. Но каких? По трудозатратам и экономике подобных произведениям 19, начала 20 веков, ориентированных на ручной труд, -если не ранее? Если это и на самом деле так, то уж больно сильно это напоминает кустарные промыслы, а совсем не супер развитые пром.технологии 21 века. Дизайн только тогда и является полноценным дизайном (даже в отечественном варианте) когда он ориентирован в средствах реализации на достижения ультра(!) современных технологий.
    Конечно же в свете этих размышлений становятся понятными последние "свежие" кардинальные изменения, касающиеся нового Государственного образовательного стандарта, а более всего метания его разработчиков от "холодного к горячему" в определении приоритетных целей и задач профессии. В самой формулировке "Искусство...) заложена большая лукавость. Это уже и не Его Величество Дизайн более, ориентированный на современные технологии (следовательно, - и не затратно!), но и все же еще не до конца искусство. Хотя на слух как приятно! Для того чтобы оценить лукавую простоту, "ласку" и правоту этих слов достаточно мысленно прибавить к известным художественным профессиям приставку "искусство того и того то или чего то другого"... Какие-то расхожие слова получаются. Теперь уже просто живопись, графика, скульптура, поэзия, музыка, архитектура, дизайн и т.д. не существуют и не котируются? Есть оказывается и более "высокие" горизонты? А мировая практика и история всех художественных профессий? А с ними что делать? Переписать учебники заново?
    Итак, необходима мощная технологическая база, которую в нынешних экономических условиях государство обеспечить не в состоянии. Ее могли бы предложить мощные производственно-коммерческие акционерные или частные предприятия, изначально ориентированные на высокие технологии. Но. Если даже и предположить что такой союз им будет выгоден, то сможет ли ВУЗ, кафедра уложиться как во временные так и технологические параметры "хозяина" бизнес-процесса. Как показывает практика подобных отношений нашей кафедры здесь далеко не все так безоблачно, как хотелось бы. Лекции и целый перечень непонятных для такого заказчика учебных дисциплин в таком варианте вообще перестает вписываться в рамки производственного процесса, следовательно по мнению такого "заказчика" это и вовсе не нужно!
    Идеальным конечно бы вариантом было бы обладание своей собственной технологической базой. И если для специальности графического дизайна такую картину в виде малого полиграфического комплеса еще как то можно представить, то что говорить о специальностях дизайна, связанных с мебелью, средствами транспорта, средовым дизайном или с дизайном интерьера, которую я и представляю? Трудно представить себе такой гигантский учебно-промышленный кафедральный организм, разве что только в Маниловских снах... Вместе с тем, опыт положительного конструктивного сотрудничества все же существует. Например, красноярская производствено-коммерческая деревообрабатывающая фирма "Артель", во главе которой стоит бывший выпускник кафедры "Интерьер" нашего института Г.Н. Семенов. В основном благодаря его активной позиции студенты кафедры получили возможность не только беглого знакомства с современными мировыми достижениями в высокотехнологических средствах деревообработки на базе этой фирмы, но и на практике во время учебного процесса вполне вкусить все прелести современного научно-технического прогресса. Вещи, сделанные руками студентов, заняли постоянное место на всех выставках, проводимых кафедрой и фирмой "Артель". У студентов появилась уверенность, планы личной карьеры, и начали вырастать крылья творчества за спиной. Остается сожалеть, что совсем далеко не вся палитра современных технологических средств находится во власти наших бывших выпускников. Остались "за бортом" пока стекло, камень, металл, да и другие не менее уважаемые материалы.
    Вместе с тем определенная зависимость от "причуд" нашего отечественного рынка может поставить под удар даже такие отношения. Поэтому кафедрой предпринимаются усилия и по другим формам сотрудничества.
    Одним из таких мощных инструментов взаимодействия могли бы явиться летние учебно-производственные практики.
    Убежден, что Госзаказ на практики летние учебные и производственно-проектные как никогда в современных условиях остро необходим. Какие могли бы быть объекты в этом случае? Да все те, что остались в федеральной, краевой-областной и муниципальной собственности. Варяги со стороны с успехом осваивают эти "непочатые" горизонты. А вот государственным предприятиям и органам самоуправления почему-то невдомек, что кроме "варягов" следовало бы побеспокоиться прежде всего о государственных же институтах, о молодых художественных кадрах ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ искусства художественного проектирования. В этом году кафедрой выкрутились сами за счет траты чудовищного количества нервов и средств, практически без отпуска (кстати институт на эту практику не потратил ни копейки). Музей в Енисейске от проекта до полной(!) реализации силами всего трех моих студентов (кстати еще очень и очень молодых людей по возрасту) за это лето был возрожден в совершенно новом профессионально-зрелищном качестве. Но это опять же подвиги... Не давно ли пора на федеральном уровне решить этот вопрос раз и навсегда? В конце-концов, кто же Заказчик молодых специалистов? Не буду говорить о мизерных профессорско-преподавательских зарплатах. Это уже и не грустно давно, а стало общим местом во всех выступлениях. Похоже, что государство уже и к этому привыкает понемногу. Так дайте же хоть студентам полноценно развиваться в настоящих профессионалов непосредственно во время обучения, а не потом когда-нибудь в отдаленном "завтра", ломая при этом хребты о рынок и сбрасывая стыдливо крылья для полета как ненужную вещицу. Госзаказ на период летних практик для художественных ВУЗов именно этой специальности совершенно не трудно узаконить на государственном уровне, впрочем как думаю, - так и на местном, региональном. Тем более что в %% отношении художественных ВУЗов по отношению к другим учебным заведениям по стране представляет цифру весьма и весьма незначительную. Мы то им (студентам) рады помочь, но не все от нас зависит, а скорее от государственного понимания проблемы соответствующих организаций.
    В этой связи прошу считать мое выступление здесь с этой высокой трибуны как наказ-обращение (для начала в адрес Мин.Культуры РФ) и прошу записать в итоговую резолюцию нашего форума формулу обязательного(!) для государственных организаций и учреждений самоуправления возбуждения Государственного Заказа на проектирование объектов архитектуры, дизайна, интерьеров и экспозиций с их последующей реализацией силами художественных ВУЗов. Во всяком случае, наша кафедра "Интерьер" в Красноярском государственном художественно институте уже давно к этому готова, а представленные здесь на этом престижном возрожденном форуме наши материалы, думаю помогут убедить скептиков в целесообразности прозвучавших от меня предложений. Представляется, что здесь заложен самый первый и самый реальный шаг к развитию собственной материально-технической базы этой далеко не простой с виду профессии с вытекающими отсюда и решением столь острой и характерной для всех кадровой профессорско-преподавательской проблематики.
    Часть четвертая и последняя
    РЕЗЮМЕ
    1. Госстандарт по дизайн-образованию в переработке нуждается и необходимо это делать как можно быстрее. Но при этом нужен такой документ на местах, в ВУЗах, который бы позволял им (ВУЗам) не "перестраиваться" каждый новый раз радикально и лихорадочно, стремясь лишь только под положительный результат грядущей аттестации и аккредитации "любой ценой", а нормально и плодотворно работать над совершенствованием учебного процесса для пользы же самих студентов, будущих профессионалов в отечественной дизайн культуре, как своеобразном, специфическом, но все же виде искусства(!). Не Госстандарт будет определять завтрашний характер и образ отечественного искусства дизайна, но дееспособность и конкурентность на международных и отечественном рынках Российской дизайн-продукции, а это будет возможно только при полноценной профессиональной подготовке будущих отечественных мастеров, ныне пока еще студентов, тех кто уже сегодня-завтра выйдет из стен наших высших школ ИСКУССТВА дизайна. Для этого необходима ясная и понятная концепция и самого этого главного нормативного документа. Представляется, что его структура должна быть достаточна гибка, чтобы откликаться на все невероятные запросы времени, но и достаточна жестка, чтобы оставаться прежде всего в лоне искусства, но не ремесла только.
    2. Государственная опека должна, на мой взгляд, отразиться не в постоянных изменениях и дополнениях, исправлениях, в сочинении все новых и новых редакций Госстандарта, но прежде всего в реальной и посильной помощи ВУЗам. Первое что видится, это выход с законодательной инициативой для утверждения в Государственной Думе проекта закона о Государственной поддержке Высших учебных заведений в системе Государственного Заказа. Добиться его утверждения. Второе, - это применить утвержденный закон. Реализация этого закона на практике позволит ВУЗам и выпускающим кафедрам дизайна в значительной степени решить проблему остроты дефицита бюджетных средств с целью совершенствования материально-технической базы учебного процесса, его постоянной модернизации. Это позволит привлекать для работы в ВУЗы реальных и высококлассных практиков и достойно вознаграждать их труд, оставлять особоодаренных и талантливых, предрасположенных к педагогике выпускников для педагогической и научно творческой работе в стенах ВУЗов. И наконец. Самое главное! Это позволит нынешним и будущим поколениям студентов в самом(!) ВУЗе еще во время обучения получить высококачественное образование, не отвлекаясь на зарабатывание "куска хлеба", тем самым "вкушая все прелести нашего вкусового рынка", а уже во время обучения научиться ИСКУССТВУ ДИЗАЙНА на реальной жизненной основе под руководством своих наставников-мастеров.
    3. Реальность этих шагов вне сомнения, при условии искренней заботы всех здесь на этом престижном форуме собравшихся и радеющих о процветании нашей культуры, следовательно государства Российского. В этой связи прошу внести данные предложения в результирующую, постановляющую часть нашего форума.


  • Одношивкин В.Н.
  • Зав. кафедрой "Искусство интерьера"
    Красноярского государственного художественного института,
    профессор.
    Председатель Красноярского краевого отделения Союза Дизайнеров России.



Категория: Спорные мысли об искусстве дизайна | Просмотров: 1082 | Добавил: ШЕФ |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Июль 2007  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright Владимир Одношивкин © 2024