Разделы дневника |
|
Спорные мысли об искусстве дизайна
[15]
Самые разные суждения о природе дизайна и художественного проектирования.
|
О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕНИЯ.
[9]
Нужно ли учиться искусству дизайна в эпоху тотального дизайна...
|
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА
[1]
Лето уже в разгаре.Скоро, совсем скоро закончится учебный год. Каким же он был на кафедре Искусство интерьера?
|
Новое в дизайне интерьера
[10]
Дизайн и осетрина (по М.Булгакову "Мастер и Маргарита") бывают только первой свежести! Находим и размещаем здесь все новинки и откровения в дизайне!
|
АРТ МЕБЕЛЬ
[2]
Традиционное, национальное и авангардное в искусстве мебели
|
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН
[8]
Все что связано с понятием благоустройства улиц, площадей, парков, скверов... Малые архитектурные формы. Фито дизайн и прочее.
|
СИНТЕЗ ИСКУССТВ и АРХИТЕКТУРЫ
[9]
|
Технологии _ HIGH TECH
[9]
Новинки в сфере высоких технологий в дизайне и прикладном искусстве
|
Всякие разные мысли вслух
[23]
Литература и поэзия. Добро пожаловать! Или "не хлебом единым жив человек!"(с)
|
Не только о серьезном, но и о нем
[8]
Невероятные вещи в мире человеческих страстей. Анекдоты о себе любимом, преподавательские и студенческие шутки, розыгрыши, юмористические коротенькие рассказы, притчи и т.п.
|
| |
|
|
| | |
| Главная » Спорные мысли об искусстве дизайна
В посвященной культурной среде с Веной уже давно ассоциируется понятие музыкальной столицы мира, а не только лишь Западной Европы. И, казалось бы, что если уж и проектировать музыкальный павильон для Вены, то он должен быть выдержан хотя бы в чем то напоминающим формы характерного архитектурного портрета этого города, славного своими действительными заслугами, как в архитектуре, в изобразительном искусстве, так и в музыке.
Впрочем, у молодых проектировщиков, кто уже завтра будет осваивать новые территории архитектуры, расчищая себе уже сейчас место под солнцем, свой собственный взгляд на привычные и кажущиеся незыблемыми для многих понятия и вещи.
|
Продолжаем публикацию наиболее интересных материалов из исследовательских архивов, посвященных новейшим направлениям в современной практике дизайна, архитектуры и искусства. Некоторые из этих материалов уже публиковались на этом сайте, в частности на ФОРУМЕ сайта "Искусство интерьера" в разделе [ Новости, идеи и проблемы современного искусства ] Этот материал достаточно точно перекликается с материалами, уже выложенными в теме Свободные мыслеформы.
Итак, казалось бы простенький и незатейливый сюжет... очень короткий текст. Любая басня содержит в себе гораздо больше смыслов, вопросов, ответов, наставлений и... загадок нежели может предложить нам любой из иных других литературных жанров. В соответствии с общей тематической направленностью сообщества эта древнейшая басня здесь публикуется в качестве очередного материала для размышления о роли случайного в... разумеется, конечно же в искусстве. Басня Рыбаки Эзопа *** Рыбаки поехали ловить рыбу, но, сколько ни мучились, ничего не поймали и сидели в своей лодке унылые. Как вдруг тунец, уплывая с громким плеском от погони, нечаянным прыжком попал прямо к ним в челнок. А они его схватили, отвезли в город и продали.
Так часто случай нам дарует то, что не могло нам дать искусство. Ниже приводятся комментарии к оригиналу, впервые опубликованной в Живом Журнале, этой записи.
...
Читать дальше »
|
Спальная комната в ретро стиле.
|
Кризис - не кризис, но есть те, кто знает, чувствует правду, ощущаемую в воздухе. И они осмелились назвать вещи своими именами. Однако, на самом деле это была всего лишь не более чем художественное прозрение, догадка, слух, циркулирующий среди граждан, многие из которых уже испытали симптомы издалека надвигающейся катастрофы.
Катастрофы же не была до тех пор, пока фондовый рынок не показал свои данные, ее не было заметно до тех пор пока СМИ не поддержали эту новость, до тех пор, пока у правительства не было иного выбора, кроме как использовать слово СТРАШНО.
И вот кризис начался там, и вдруг, как будто внезапно, как будто неконтролируемый вирус перенесся по воздуху без предварительного на то уведомления.
Размышляя об этом, мы решили создать световую композицию из 80 двойных страниц влиятельных экономических газет, которые хранятся в течение одного месяца, разместив их случайным образом, подобно разметенным сильным ветром на ступеньках главного входа в здание Мадридской фондовой биржи. Словно это здание - лаборатория, где вирус страха был выращен экономическим кризисом.
Общее собрание акционеров Мадридской фондовой биржи состоялось утром 29 апреля в этом здании, днем раньше ветер принес всем известие о кризисе в виде этой инсталляции.
Оригинал текста на испанском и фотографии размещены на сайте luzinterruptus.com
|
Об этом светском франте, гламурном и неподражаемом авторе многих и многих дизайнерских работ написано не то чтобы много, а очень много. Ни один из толстых современных глянцевых журналов, посвященных искусству, дизайну, архитектуре, моде, новостям из светской жизни не обходится без упоминания его имени, а то и выделяет на своих чрезвычайно дорогих страницах солидное количество места для публикации вновь и вновь материалов о его творческих, в очередной раз, новых художественных озарениях. И на самом деле, его творчество в ослепительном сиянии колье из современных нам брэндовых имен, по всей видимости, имеет неповторимый, свой, ярко отличимый и узнаваемый образ. Его авторский почерк не спутать ни с каким иным почерком. Одного только лишь мимолетного беглого взгляда достаточно для мгновенной его идентификации в донельзя пестром и многоликом портрете современной культуры. Вы не ошиблись. Речь, конечно же, пойдет о баловне судьбы, любимце женщин и дизайнерских салонов, о Кариме Рашиде. Но не столько о нем самом, а сколько о его видении пространства. Действительно, по всей видимости именно видение мира во многом предопределяет отношение того или иного художника к самому миру, отражающегося словно в зеркале Времени в виде им сотворенной новой реальности, той самой реальности, которая как бы незаметно, словно невзначай в конечном итоге и определяет портрет современности. Проектирование 21 столетия. Симптоматичное название, в котором в полной мере отражается не только авторские художественные амбиции, но и заявка на всеохватное отношение к миру, как к целому. К пространству. Словно канатоходец, балансирующий над пропастью забвения… между традиционалистскими воззрениями на неизменность пространственных очертаний, данных нам в непререкаемой «ящичности» архитектуры, с одной стороны, и попытками освоить, приручить «квантовую», математическую «фрактальную» реальность современного мира, данную нам в виде фантастического узорочья иного, виртуального мира, с другой стороны, Карим Рашид любуется своим 360 градусным профилем, освещая радужным спектральным светом пространство наших ожиданий нечто совсем не кардинального и шокирующего нового, а нового в спокойном и вожделенно радостном мире детских иллюзий о всеобщей гармонии всего и вся, балансируя между китчем и художественной цельностью, словно удав медленно и неотвратимо втягивая зрителя в свое личное миропредставление. Если вы хотите оставить комментарии к этому материалу, вы это можете сделать здесь же, или в Лив Журнале, в сообществе random9a "Случайность или закономерность".
|
Остановленное мгновение.
Сарагоса, Испания, Експо 2008 Выставочный комплекс посвящен воде во всех ее гуманитарных и культурных аспектах.
Международная творческая группа "Коллективная программа", образованная в 2006 году специалистами разного профиля из Барселоны, Лондона и Чикаго в составе: Mona Kim, Todd Palmer, Olga Subirós и Simon Taylor специально для реализации амбиционных планов устроителей выставки, создала одну из самых на сегодняшний дней гигантстких скульптурных композиций в интерьере.
Ее высота 22,5 метра и располагается она в центре 40 метрового внутреннего дворика-колодца здания, получившего собственное имя - Башня Воды.
Построенная (по легенде) в основном только лишь для осмотра панорамных окрестностей выставочного комплекса, эта башня является сегодня едва ли единственным зданием в мире для размещения в нем всего лишь только одного единственного произведения искусства в качестве доминатного экспоната всей выставки.
Использование новейших компьютерных технологий позволило не только "остановить мгновение" одной из самых загадочных материй на планете, неуловимой, постоянно текучей и изменяемой воды, благодаря чему и появилось скорее всего собственное название композиции "Всплеск", но также и сконструировать виртуальные компьютерные модели 84 фрагментов будущей скульптурной композиции, а затем впоследствии и превратить их в реальные материальные объекты.
Познакомиться с уникальной технологией создания скульптурной композиции "Всплеск" можно на сайте автора компьютерной разработки этой уникальной композиции - Pere Gifre. IKONIC
Очень интересный и во многом поучительный фильм.
Информацию об авторском коллективе смотрите ЗДЕСЬ
и
ЗДЕСЬ
Фото найдены мной на сайте ФЛИКР.ком
|
Случайное размышление.
Поводом к написанию этого сообщения послужила (неужели заранее свыше запрограммированная?) публикация в ЖЖ некоего мессии - пропагандиста русского арта Feliks_а http://filin7.livejournal.com/74366.html с его публикацией "Уроки мастеров дизайна" в попытке феноменального исследовании творчества Густава Клуциса (словно до того и не было никаких исследований творчества этого признанного мастера начала 20 века). И собственно говоря, дело даже не в том, что именно сей автор написал - сочинил (мало ли что можно в ЖЖ опубликовать на потребу скучающему и почти со всем написанным согласному и мало образованному читателю). Лично меня поразила в этом довольно скучном (с точки зрения информационной новизны) сообщении... интонация. Интонация презрения ко всему русскому. Казалось бы, истоптанная тропка, местами превратившаяся в высокоскоростную автотрассу, стала уже зарастать, так нет же, опять и снова "песни о главном", о пресловутой русской ущербной ментальности. А речь то всего навсего шла о композиции... Под композиционным "соусом" снова подается американское блюдо превосходства во всем мыслимом и немыслимом, в том числе и в искусстве. Впрочем... да бог им судья... что взять с болезных.
Но, тем не менее. Попробуем все же в некоторых моментах разобраться, поскольку речь изначально шла об искусстве. И начну я пожалуй со следующего (лично для меня давно уже выношенного) постулата. По моему сугубо личному мнению, все разговоры о композиции в изобразительном, декоративно прикладном искусстве, дизайне и архитектуре (список эдесь можно продолжать достаточно долго...) есть не что иное, как попытка гармонию алгеброй проверить и... ничем более, как анатомией композиции, это назвать нельзя. При этом следует, собственно говоря, отличать внутренний композиционный скелет (структуру) того или иного произведения от его композиционного звучания, которое и является в основном стержневым элементом, скрепляющим подобно цементу разрозненные кирпичи наших подсознательных чувственных реакций. Другими словами, главное в композиции того или иного произведения была, есть и будет • Э М О Ц И Я •. Ибо существо любого из видов искусства состоит именно в этом. Каким бы ни был внешне прочным, конструктивно целесообразным композиционный "скелет", само сочиненное может быть совершенно мертво, подобно внешне отлично сохранившемуся трупу или муляжу (некогда бывшего живым) существа, и не излучать той удивительной ауры, той эмоциональной напряженной (громкой или тихой) чувственной заряженности, которое присуще только искусству. Предпринимаемые некоторыми исследователями искусства попытки разнообразными треугольниками, квадратиками, кружочками или иными какими то геометрическими фигурами, построениями и членениями разложить чужие авторские произведение на ясно читаемую схему и задать тем самым некие, якобы сниспосланные "свыше" неукоснительные правила создания произведения искусства, в большей их основе являются лукавым самообманом и, вероятно, только лишь в самой малой части способны восполнить (и то только лишь в самом лучшем случае) недостаток их же собственного художественного самообразования. И вот почему. Анализируя уже состоявшееся произведение искусства, подобные аналитики, совершенно естественно подпадая под их волшебство и магию, начинают словно нерадивые школьники "подгонять ответ под задачу", под уже состоявшийся результат, получая при этом подчас удивительно казусные решения, когда нередко одна и та же "правильная" схема в совершенно разных композиционных структурах "определяет" по их мнению эмоциональный строй совершенно отличных по чувственному заряду друг от друга произведений. Подобных казусов я за свою преподавательскую жизнь у своих и совсем не у своих подопечных нагляделся в превеликом множестве. Столь же для меня несомненным является и то, что попытки обратной реконструкции, а равно этому и созданию нового, произведения на основе предварительно сочиненной, или же "единственно правильной и выверенной самим временем" композиционной схемы (структуры), никогда не способно вырастить на таком зыбком гумусе сколь нибудь явно состоявшихся произведений. Может лишь только получиться "правильная" ремесленная поделка, а может и вовсе... ничего не получиться. Опять нестыковка получается... Во всяком случае, я таковых удачных примеров применения обратной структурной реконструкции не знаю, за исключением, пожалуй, произведений искусства ритуально культового назначения так называемых "классических" эпох, где каноническое правило структурирования (от частного до целого) способствовало некогда лишь только структурному соединению разнообразных видов искусства в одно неразрывное целое, то что принято было еще до недавнего времени в искусствоведении называть произведением синтеза искусств, но никак не их созданию поодиночке. Странная получается вещь. Апологеты композиционного структурирования утверждают незыблемость своего, сочиненного ими же, или подсмотренного у кого то, композиционного правила, но это же самое правило атоматически вовсе и не приводит при его применении к подчас столь страстно предполагаемому и желаемому, искомому результату создания произведения искусства на живой практике в своем персональном творчестве. Широко известен пример с Ле Корбюзье (одного из брендовых имен архитектуры средины 20 века), большую часть своей жизни посвятивший нахождению подобного "золотого" правила, которое стало известно впоследствии в архитектурном, а потом и в дизайнерском сообществах под именем "Модулор". Так сам автор "Модулора" на закате своей жизни, в ослепительном сиянии славы, тем не менее, все же под напором нескончаемых вопросов, наконец то признался своим ретивым последователям, что всю свою жизнь он просто дурачил общественность и сам лично в очень малой степени пользовался своей же, столь страстно пропагандируемой им теорией. Подобных теоретических казусов в новой и новейшей истории искусств достаточно много. Суть же вовсе не в них.
Ни одно из правил в искусстве не распространяется в полной мере на личность его созидающую и на его творения.
Да, безусловно, существуют некоторые, общие для всего человеческого рода, сходные признаки (особенности) восприятия мира, чем и занимается психология, но только лишь на схожести признаков восприятия фундаментальной теории, всячески обосновывающей "правильность" искусства, не вырастить, не удастся. И дело здесь вот в чем. Всегда, даже в самые на первый взгляд "незыблемые" композиционные правила закрадывается "с черного хода" ее Величество С Л У Ч А Й Н О СТ Ь. Именно эта непонятная, но ощущаемая исподволь нами сущность вероятности вносит разнобой не только в (личностные) оценки произведений искусства, но и способствует во многом, едва ли не в основном, появлению и рождению каждый новый раз все новых и новых произведений искусства. И это становится понятным, хотя бы исходя из того соображения, что каждое новое произведение искусства есть прежде всего ОТКРЫТИЕ. Открытие многоаспектное, в котором сплетаются воедино и смысл, и чувство, и форма, ранее в таком сочетании не испытываемые никем. Возникает правомерный вопрос. Можно ли запрограммировать подобное случайное стечение обстоятельств?
Казалось бы, ответ очевиден, что нет. Попытка такого рода неизбежно бы привела к открытию "вируса" гениальности. Посудите сами. Стоило бы нам определиться с составлением такого сверхнадежного рецепта, как тут же всякая тайна, загадка перестали бы существовать. Ибо чудо и удивление уже расшифровано и оттого становятся просто обыденным явлением повседневности. Стремиться далее некуда... Однако, в современной культуре художественное сознание пытается замахнуться на решение и этой фантастической задачи. Одно из самых актуальных направлений современного искусства основывается на предположении, что ничего в этом мире не предопределено заранее, а деструктивность, подобно всеразрушающей энтропии, способна даже самые "крепко сколоченные по законам красоты и гармонии" объекты превратить в хаотическое нагромождение не связанных между собой частей. Деструктивизм, в отличие от конструктивизма, пытавшегося обнажить конструктивную логику сочиняемого (собственно говоря на этой плодородной почве и сформировался, вырос хай-тек конца 20 века), подчеркнуть и выявить новые эстетические принципы подобного формообразования, не отметая при этом достижений высоких технологий современности, но приспосабливая их под себя, пошел дальше своего предшественника в обнажении скрытых до того возможностей пластики и формы. Хорошо известно всем, кто мало мальски знаком с компьютерным моделированием 3-х мерных объектов, что именно биоморфные объекты тяжелее всего поддаются параметризации. Простейший пример. Если для геометрического тела под названием "куб" достаточно всего лишь указать координаты 8-ми точек в трехмерном (X-Y-Z)
...
Читать дальше »
|
Просматривая ежедневно, поставляемую сервисом Google Reader (новостная подписка по RSS каналам), и в достаточно серьезном количестве, информацию со всего мира по проблематике современных тенденций в дизайне, архитектуре, изобразительном и декоративно прикладном искусствам, включая особенно вопросы образования в этих специфических областях деятельности, я уже давно обратил внимание на устойчивое и явно выраженное в современной культуре направление вполне сознательного отрицания, игнорирования - пренебрежения "классическими" методами создания новых вещей, как на стадии генерирования их идей, так и на стадии реализации.
По существу можно говорить о довольно распространенном "в забугорьи" (Запад - Восток), и уже далеко совсем не экспериментального свойства, внедрении новейших креативных технологий, которые ориентированы на высокий результат с минимальными временными затратами. Другими словами, можно достаточно смело утверждать о рождении новых художественных методологий, новых инструментов творчества. Вокруг этого вопроса, как в нашей (особенно) отечественной образовательной системе, так и в зарубежной (но уже значительно тише), разгораются нешуточные споры, где стороны четко разделяются на два лагеря. Один из них занимает явно консервативные "классически - академические" позиции, другой представляет интересы новых "вандалов - готов". В обоих воюющих между собой лагерях представлен в полной мере арсенал "убийственных орудий", и теоретические схватки между ними достигают подчас серьезного накала. Тем временем, пока указанные стороны воюют на еще неясно ощущаемом и видимом для многих практиков теоретическом поле, выясняя между собой отношения первенства и главенства, обширное поле практики современного искусства покрывается невиданными до последнего времени растениями и побегами творческих откровений и озарений самого разнообразного толка, где соседствуют рядом и мирно уживаются, как цветы культуры, так и ее сорняки(?). На наших глазах меняется ландшафт привычного для нас некогда сада "классически академической" культуры с его ровными дорожками и подстриженной зеленью на Нечто, что ухоженным (в привычном смысле) садом назвать уже совсем нельзя. Можно пытаться сетовать на невозвратные потери, а можно, уподобляясь новому садовнику, пытаться понять природу этих изменений и на этой основе попытаться, контролируя этот, уже необратимый, процесс, взращивать то, что свойственно этой, кардинально сегодня иной, радикально изменившейся земле - Времени.
По роду своей деятельности "играющего тренера" в разговорах со значительно более молодыми моими коллегами о путях совершенствования пресловутого учебного процесса в связи с нарастающим стремительно фактором неизбежной глобализации (со всеми отсюда вытекающими последствиями позитивного и негативного свойства) часто задаю себе и им такой вопрос: "Что бы Вы стали делать на Необитаемом Острове Времени Искусства, где нет привычных условий, инструментов и способов возделывания Сада Культуры?". Ответы получаю... разные. Для кого то сама постановка вопроса кажется экстремальной, для кого то спорной, для кого то очевидной.
А как бы Вы ответили на этот вопрос, на этот вызов Времени? Владимир Одношивкин
|
Не знал бы я и не ведал в эпоху грамофонов и самоваров о подобных дизайнерских находках и дизайн креативе, если бы не 21 век с его всесилием интернета. И... Впрочем, что там много говорить, смотрите и судите сами!
|
Как часто можно услышать от дизайнеров, художников и архитекторов фразу наподобие этой: "Клиент всегда прав!", "Плебс хавает" (прошу извинить за слэнг!)... И так далее и тому подобное. Предлагаю полюбоваться на некоторые легко узнаваемые (возможно слегка и утрированные телодвижения) актера - мима не только с целью самоироничного самопознавания хорошо известных нам недостатков профессии, но и в качестве иллюстрирования тезиса о господстве в современной профессиональной ментальности сакраментального понятия СЛУЧАЙ (random). Впрочем... Это понятие достаточно хорошо известно многим "компьютерным" дизайнерам, хотя бы по причине их обращения в случае возникновения тупиковых творческих ситуаций к инструменту RANDOMIZE, позволяющим без особых хлопот получать случайные композиции или эффекты, вдохновляющие их уже к созданию более осмысленных вещей. Впрочем, полно материал этот в одной маленькой публикации не раскроешь. Надеюсь, что в некотором обозримом будущем удастся более подробно остановиться на некоторых особенностях этого интереснейшего понятия и КАК термин RANDOM сегодня приобрел своих ярких приверженцев в дизайнерском, архитектурном и художественном профессиональных цехах. Ну, а пока полюбуйтесь на зашифрованную в тексте (слово) DESIGN его пластическую интерпретацию! Не правда ли ЭТО напоминает некоторые наши усилия по уговорам нашего общего среднестатистического клинта! :-) Пимечание. Дождитесь последовательного исчезновения всех букв в адресной строке клавиатуры. После просмотра композиции "по умолчанию" вы можете набрать любое другое слово. Разумеется на английском языке и вкусить запретный плод узнавания:"Что есть смысл букв, складывающихся в слова и фразы" Успехов! :-)
|
Надо ли уметь рисовать дизайнеру или архитектору в эпоху господства компьютерных технологий? На этот вопрос совершенно не традиционным способом пытается ответить творческая группа FRONT из Швеции, находящаяся сейчас с гастролями в Японии на ежегодном фестивале дизайна. Смотрите ВИДЕО РОЛИК выступления членов этой группы и несколько фото на сайте Sketch Furniture by FRONT с очень интересными (краткими) поясняющими текстами, правда на английском языке.
|
Если бы этот человек жил в эпоху Ренесанса, кто
знает... какое бы имя сегодня было бы более известно и почитаемо в
истории искусств... Одно очевидно. Одержимость рождает гения. Иначе как объяснить ЭТОТ ФЕНОМЕН? Итак, смотрите! КИНЕТИЧЕСКАЯ СКУЛЬПТУРА ГЛУМБЕРТА
|
Похоже, что новая экспрессивная чувственность проникает буквально во все слои современной профессиональной проектной культуры. Не только дизайн, как наиболее мобильный вид искусства, легко и быстро откликающийся на все запросы времени, но уже и сама инерционная машина архитектуры поддалась очарованию заразительности раскрепощенно свободной и совершенно не функциональной пластики. Что это? Не являемся ли мы свидетелями и современниками рождения нового стиля? Рациональность умирает? Новая ручка от дизайнера J.P.Lepine стоимостью в розничной продаже от 150 до 192 USD по материалам сайта Joon New YorkИ наконец, по моему глубокому убеждению, хит архитектурного сезона - проект здания новой парижской филармонии, наглядно иллюстрирующий выше приведенный тезис об антирациональности современной архитектуры Предварительная сметная стоимость этого грандиозного сооружения составляет 260 000 000 евро. Здание, спроектированное архитектурной мастерской Atelier Jean Nouvel вечно амбициозный Париж собирается построить к 2012 году. По материалам сайта ETODAY'
|
Перед Вами страницы ДНЕВНИКА сайта, где каждый из зарегистрированных пользователей может завести здесь свою персональную рубрику и оставлять там время от времени свои размышления. Искусство как творческий акт начинается подчас с едва уловимых словами неясных "брожений" ума, когда вдруг, как бы само собой, словно ниоткуда... появляется предощущение удивительно красивой идеи. Вам не хватает собеседника? Вам нужен оппонент в споре? Вы нуждаетесь в критике? Вы пока еще не знаете КАК развить свою замечательную "бредовую" идею? Не беда. БЛОГ (дневник) сайта как раз и предназначен для того, что бы Ваши молниеносные и безумно красивые идеи, готовые улететь в космос (если их не развить), обрели бы здесь свое развитие и воплощение с конгениальной помощью Ваших "завистливых" оппонентов. ДЕРЗАЙТЕ!
|
- Хочу предложить одну, совсем не бесспорную мысль. Надеюсь она найдет те или иные отклики в среде тех, кто будет читать этот дневник.
- Совершенно очевидно, что в нашем отечестве хоть сколько нибудь серьезно говорить о ДИЗАЙНЕ не приходится. А причина уж слишком очевидна, что бы не заметить очевидных признаков его отсутствия.
- А именно...
- ОТСУТСТВИЕ ТЕХНОЛОГИЙ. СОВРЕМЕННЫХ.
- Поскольку дизайн изначально ориентирован на массовое потребление, то говорить о засекреченных военных технологиях в этом смысле не приходится, ибо они не предназначены для широкомасштабного использования.
- Ниже приводится полный текст моего выступления на Всероссийской научно практической конференции, посвященной отечественным проблемам Высшего специального художественного образования в том числе и в дизайне. Конференция состоялась в г. Красноярске в 2003 году.
- "К вопросу о
государственном подходе в обучении будущих мастеров отечественного
дизайна". ГосЗаказ.
- В
качестве предисловия примем за аксиому следущее утверждение:
"Если нет проблемы, или не
выявлена(ы) проблема(ы) - нет и предмета для проектирования".
Тем самым это означает не более и не менее, что все в мире гармонично и не
требует никаких вмешательств.
Но так ли все благополучно обстоит в мире высшего специального художественного
образования, в частности многообразного спектра дизайнерских специальностей?
Часть первая.
Феномен художественной культуры
21 века.
(Вместо предпосылки)
Сегодня, пожалуй как никогда
ранее в Российской истории, можно смело констатировать факт необычайно
возростающего интереса к дизайну во всех без исключения слоях населения,
соответственно и к феномену отечественной художественной культуры в системе
высшего и среднего специального образования начала 3-го тысячелетия. Само это
феноменальное явление можно без особых натяжек характеризовать как
"сплошную дизайнеризацию всей страны". При этом кривая роста
упомянутой "дизайнеризации" на своеобразном графике массового спроса
от взрывной резко амплитудной траектории на гребне 20 и 21 веков перешла уже
сегодня на стадию некоторой фазы постоянного роста, что говорит о
неослабевающем интересе, стало быть и о заинтересованном спросе на эту
профессию. Профессия востребована, продукция образовательных учреждений по этим
специальностям высоко ликвидна, - казалось здесь бы можно и нужно только
радоваться... То о чем так долго твердили художники-проектировщики второй
половины 20 века, - наконец то свершилось. Переворот в массах произошел!
"Изгои и пасынки" отечественной художественной культуры на задворках
художественных выставок и конкурсов, проектировщики-художники, стали в
одночасье "господами дизайнерами", и тут же: "Из грязи сразу в
князи!". Казалось бы... О чем задумываться и о чем сожалеть, о чем же
голову ломать?
Об этом невиданном до сих пор
интересе к дизайну свидетельствуют не только рейтинги телевизионных передач,
которые в той или иной степени опираются на теперь уже широко известный всем и
всякому брэнд "...ДИЗАЙН...", массовые периодические профессиональные
(и не очень "профессиональные") издания, но также и книги,
монографии, Государственные Премии в области литературы и искусства, конкурсы,
включая сюда же и заявки фирм через всевозможные бюро по трудоустройству, но
также и в том числе... и даже(!) всевозможные хэппенинги и около
псевдодизайнерские шоу, рекламные объявления в газетах и журналах, в интернете
и на улице... Здесь не могу не вспомнить об одном почти анекдотическом случае в
Красноярске (было бы почти смешно, если б не было так грустно). Очень долгое
время на одной из центральных улиц краевого центра рядом с известным стадионом
"Локомотив" на тротуаре красовалась рекламная
"раскладушка", намертво прикованная цепью к фонарному столбу,
повествующая о прелестях дизайна ... ногтей(!). Не исключением по всей
видимости подобные рекламные "трюки" (дизайн зубов, причесок, фигуры
и т.д. и т.п.) являются и для других городов России, при этом не только, и
далеко не только известных отечественных культурных центров, но также и
малоизвестных городов Российской провинции...
Количество учебных заведений
(лицеев, колледжей, средних и высших учебных заведений), отделений, кафедр
дизайна(того или иного вида) по всевозможным его направлениям увеличилось за
прошедшие неполных десять лет не только по Сибири(!), но и в целом по России как
минимум на порядок! Кто нибудь свел эти данные воедино? Имеется ли сводная
реальная статистическая картина происходящего у Министерства Образования по
государственным и негосударственным образовательным услугам в сфере дизайна в
цифрах и фактах?
При этом далеко не исключением,
а уже и нормой стали стабильно высокие показатели приемных комиссий ВУЗов,
осуществляющих набор по всем(!) специальностям дизайна, да и сами итоги
конкурсных экзаменов впечатляют. Из малоизвестного в середине прошлого века и
диковинного по тем временам "заморского зверя", дизайн стал сегодня
привычным и очень престижным брэндом, который удобно эксплуатировать и на
котором, кроме всего прочего, еще и "удобно" ... делать деньги.
Дизайн образование превратилось в товар... Казалось бы здесь, как это и должно
было бы быть на цивилизованном (!) рынке, соотношение "цена-качество"
способно отразить истинную картину происходящего. Но. То ли у нас еще рынок
образовательных услуг не дорос до цивилизованного, то ли мы сами не доросли до
рынка...
Мне представляется, что как
одно, так и другое. Вернее, - проблема представляется комплексной.
И ее, отделяя зерна от плевел,
выделив главное, можно было бы обозначить, как: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ.
В рамках же сегодняшнего престижного форума, ее можно было бы сформулировать
несколько точнее, а именно, -как: КАЧЕСТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Часть вторая. (продолжающая
первую тему)
Кто ЗАКАЗЧИК?
В системе Высшего и Среднего
специального художественного образования (имеется в виду конечно же
государственного) ответ напрашивается сам собой. Несомненно и непременно, -
Государство ! Но так ли это на самом деле? Ответ чрезвычайно прост. И ДА и
НЕТ... Если с первым согласиться хочется легко, то со вторым уж как то и не
очень. Может быть, - и не особенно хочется в это самое второе верить?
Поясню.
Да, действительно! Государство, обеспокоенное разношерстностью (мягко говоря!)
разнообразных подходов в подготовке специалистов этой ныне очень престижной
профессии, приняло ряд ведомственных актов и нормативных документов,
регламентирующих образовательные услуги под общим названием
"Государственный образовательный стандарт...", в котором определяются
приоритетные цели и задачи специальностей дизайна, формы, объемы часов и т.д. и
т.п. За неимением места и времени нет никакой возможности остановиться на этом
чрезвычайно любопытном вопросе более подробно (хотя конечно бы и стоило!). Ну
да ладно. Хорошо. Казалось бы вопрос решен. Но... Первая редакция
"Стандарта" вышла почти четыре года тому назад. А уже в этом году
вышла вторая, которая разительнейшим и кардинальным образом отличается от
предыдущей(!), а не за горами (на будущий год!) уже и третья редакция! Все это
время учебную часть, деканат, выпускающие кафедры (в особенности, именно на них
падает "дамокловым мечом" в конечном итоге весь груз ответственности
за подготовку и выпуск специалистов дизайна) в буквальном смысле лихорадило,
лихорадит и будет лихорадить, как обещают разработчики этого главного образовательного
документа в самом ближайшем будущем! Как следствие, постоянная грядущая
переделка не только Учебного плана (это еще "малая кровь"), но и
учебных программ, создание новых (в том числе методик и пособий...), полная
кардинальная перестройка всего учебного процесса! И это же, - по всей
стране(!)...
Мне могут возразить. Поскольку
дизайн является профессией очень зависимой от ТЕХНОЛОГИИ ВРЕМЕНИ и очень тонко
откликающейся на запросы ВРЕМЕНИ, то поэтому и меняется соответственно не
только программное наполнение, но и сама конструкция "Образовательного
стандарта", его идеология. Смею не согласиться с таким утверждением, а
скорее с постановкой вопроса. Да, конечно Дизайн (по определению) является
"лакмусовой бумажк
...
Читать дальше »
|
|
| |
| | |
|
Календарь ОБНОВЛЕНИЙ |
| « Ноябрь 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
| |
|
|