Воскресенье
24 Ноября 2024
14:49
 
ИСКУССТВО ИНТЕРЬЕРА
 
Приветствую Вас Гость | ЗДЕСЬ МОЖНО ПОДПИСАТЬСЯ НА НОВОСТНУЮ РАССЫЛКУ С ЭТОГО САЙТА ПО КАНАЛУ - RSS и тогда извещения будут приходить вам на почту!Главная | СПОРНЫЕ МЫСЛИ И ИДЕИ (черновики) | Регистрация | Вход
Меню сайта
Разделы дневника
Спорные мысли об искусстве дизайна [15]
Самые разные суждения о природе дизайна и художественного проектирования.
О НЕОБХОДИМОСТИ УЧЕНИЯ. [9]
Нужно ли учиться искусству дизайна в эпоху тотального дизайна...
ИТОГИ УЧЕБНОГО ГОДА [1]
Лето уже в разгаре.Скоро, совсем скоро закончится учебный год. Каким же он был на кафедре Искусство интерьера?
Новое в дизайне интерьера [10]
Дизайн и осетрина (по М.Булгакову "Мастер и Маргарита") бывают только первой свежести! Находим и размещаем здесь все новинки и откровения в дизайне!
АРТ МЕБЕЛЬ [2]
Традиционное, национальное и авангардное в искусстве мебели
СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН [8]
Все что связано с понятием благоустройства улиц, площадей, парков, скверов... Малые архитектурные формы. Фито дизайн и прочее.
СИНТЕЗ ИСКУССТВ и АРХИТЕКТУРЫ [9]
Технологии _ HIGH TECH [9]
Новинки в сфере высоких технологий в дизайне и прикладном искусстве
Всякие разные мысли вслух [23]
Литература и поэзия. Добро пожаловать! Или "не хлебом единым жив человек!"(с)
Не только о серьезном, но и о нем [8]
Невероятные вещи в мире человеческих страстей. Анекдоты о себе любимом, преподавательские и студенческие шутки, розыгрыши, юмористические коротенькие рассказы, притчи и т.п.
Наш опрос
Кто ЗДЕСЬ был? Оставь свой след!
ВСЕГО ОТВЕТОВ В ТЕКУЩЕМ ОПРОСЕ: 2192
Главная » 2011 » Март » 23 » Уроки древних о пространстве
Уроки древних о пространстве
11:31
     Обычно под интерьером понимается то, что ограничено ограждающими конструкциями архитектурного сооружения, то, что находится внутри такого сооружения, то, что образовано в итоге подобного ограждения. И действительно, разве стены, перекрытия и др. конструктивные элементы архитектурного сооружения изначально не призваны обеспечить значительно более комфортные условия жизни внутри, нежели снаружи? Разумеется, да.



     Однако если попытаться более-менее серьезно и вдумчиво поразмышлять на эту тему, то мы невольно начинаем приходить подчас к самым противоречивым и парадоксальным выводам, которые заставляют нас совершенно иначе относиться к этому, казалось бы ранее ясному и однозначному понятию.



Есть упоение в бою,
И Ойкумены на краю
     Прошу заранее извинения у любителей изящной словесности за мое столь своевольное обращение с классическим отечественным литературно-поэтическим наследием. Разумеется, у меня и в мыслях не было искажать этот первоначальный текст А.С. Пушкина: 
Есть упоение в бою,
И бездны мрачной на краю,
И в разъяренном океане,
Средь грозных волн и бурной тьмы,
И в аравийском урагане,
И в дуновении Чумы[1],
отрывок которого в его знаменитом "Пир во время чумы"  мне понадобился только лишь для того, чтобы заострить внимание читателя на существенном противопоставлении различных метафорических представлений о пространстве. Бездна - замечательный образ, отличная метафора, ассоциируемая автором в данном случае с неумолимым падением, т.е. с движением по вертикали вниз. Вместе с тем, бездна имеет в нашем аспекте и собственные значения, рассмотрение которых может представлять собой особый интерес.

     Бездна — неизмеримая глубина; бездонная пропасть; крутой, глубокий обрыв, яма; морская пучина; космос. [2] Т.е. то, что выходит за границы наших представлений. Иными словами,  и то, что несет в себе потенциальную безграничную опасность.
     И наоборот.
     Ойкуме́на, экумена (др.-греч. οἰκουμένη, от слова др.-греч. οἰκέω, «населяю, обитаю») — освоенная человечеством часть мира. [3] Другими словами границы Ойкуме́ны противопоставляются безграничности Бездны.



     Для чего я их противопоставляю? Только лишь для того, чтобы заострить вопрос понимания того, что принято по обыкновению называть  Пространством Интерьера, или просто привычным словом - Интерьер.

     У древних греков по свидетельству Сергея Аверинцева (замечательного ученого, отечественного исследователя античной культуры) в понятие границ Ойкумены входили территории античного мира, имеющие специфическую образную означенность. [4]  На границах Ойкумены в античности было принято расставлять мифических существ сфинг, олицетворявших хтоническую (подземную, непознаваемую) сущность мира. Сфинги (значительно позднее в Европейской христианской культуре - сфинксы, представлявшиеся др. грекам в образе хищных животных, с верхней женской частью торса и головы) своими ликами были направлены в сторону без образного, иначе говоря, безобразного. В сторону мира варварского... Бездны. Таким образом, они были своеобразными стражами границ Ойкумены.

Сфинга. Др. Греция

     Вся же Ойкумена представляла собой густую сеть невидимых чаще всего, воображаемых линий в пространстве, каждый своеобразный узел переплетения которой был представлен в виде того, или иного культурного знака. Форма подобных знаков не играла особой роли, они могли быть представлены в изобразительной форме, иметь вполне материальное воплощение в виде архитектурного сооружения или скульптурного изваяния, в виде абстрактно-символического знака, но могли быть представлены и в вербальной, литературной форме в виде передающегося из одного поколения в другие поколения мифа, сказания, легенды. Главное было - пометить место, а как и каким образом, это уже было вторично по отношению к самой идее задачи создания образа обитаемой Вселенной - Ойкумены античного мира. Разумеется, в этой вторичности существовала и иерархическая структура знаков, но в данном случае речь идет не о ней, а именно о том, что само пространство Ойкумены - Вселенной предстает в виде структуры невидимых линий, характер которых ассоциировался с прядями-нитями в представлениях др. греков, сотканных богинями Судьбы -  Мойрами.

     В этом смысле нетрудно представить себе древне-греческую Ойкумену, образ которой предстает в виде сотканного жрицами храма Афины пеплоса, который выносился один раз в четыре года для всеобщего обозрения в день празднования Великих Панафинейских торжеств. Пеплос, олицетворявший Афину в ее многочисленных персонификациях, в ручную сотканный жрицами Афинского Парфенона, по сущности своей представлял и образ древне-греческой Ойкумены, каждый текстильный узел и орнамент которой в закодированной (герменевтической) для непосвященных форме, представлял образную, мировоззренческую модель Пространства обитаемой, освоенной человечеством части мира. В подобной модели непротиворечиво и мирно уживаются как математически-геометрические и философско-мировоззренческие взгляды на все мироустройство, так и художественно-образные его модели, представляющие собой в конечном итоге цельную систему представлений о строении мира, о строении Пространства Ойкумены.

     Из вышесказанного можно сделать на мой взгляд довольно любопытный вывод по отношению к искомому определению понятия Интерьера, а еще вернее сказать - Пространство Интерьера. Если цель и назначение постепенно расширяющейся в процессе познания Ойкумены у древних греков состоит не только в ее границах (хотя и в них также), но и в придании смысла всем ее элементам, между которыми устанавливаются и знаково-смысловые их взаимоотношения, то целью и назначением Пространства Интерьера является выявление, создание и ограничение(?) подобных же знаковых связей. И тогда мы приходим к еще более неожиданному, но вместе с тем и непротиворечивому выводу. А именно, что стереотипное представление самого понятия интерьера сегодня нуждается в ревизии. Иначе говоря, в более расширенной и углубленной его трактовке.

     Интерьеризация мира, иными словами свертывание границ мира в своеобразный кокон наших представлений мироустройства и есть существо наших естественных подспудных желаний ограничить само пространство представлений о мироустройстве, придать каждому из его элементов особый смысл. Разумеется, тогда и само мироустройство предстает для наших современников в виде, достаточно сильно отличающемся от античных взглядов на миропорядок, форме и виде.













Примечания:
1. Сфинга.
Сфинкс или Сфинга, в древнегреческой мифологии - крылатое чудовище с лицом и грудью женщины и туловищем льва. Она порождение стоглавого дракона Тифона и Ехидны. Имя Сфинкса связано с глаголом "сфинго" - "Сжимать, удушать". Насланная Герой на Фивы в наказанье. Сфинкс расположилась на горе близ Фив (или на городской площади) и задавала каждому проходившему загадку («Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?»). Не сумевшего дать разгадку Сфинкс убивала и таким образом погубила много знатных фиванцев, включая сына царя Креонта. Удрученный горем царь объявил, что отдаст царство и руку своей сестры Иокасты тому, кто избавит Фивы от Сфинкса. Загадку разгадал Эдип, Сфинкс в отчаянье бросилась в пропасть и разбилась на смерть, а Эдип стал фиванским царем. 

Продолжение следует

Одношивкин В.Н.
Категория: СРЕДОВОЙ ДИЗАЙН | Просмотров: 1458 | Добавил: ШЕФ |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика
Copyright Владимир Одношивкин © 2024