Невероятные вещи в мире человеческих страстей. Анекдоты о себе любимом, преподавательские и студенческие шутки, розыгрыши, юмористические коротенькие рассказы, притчи и т.п.
В нашей отечественной культуре, особенно в последнее время, достаточно популярной, распространенной и активно по-прежнему насаждаемой является одна "забавная" точка зрения, что де мол в западной культуре в целом, а в частности и во всех видах изобразительном искусстве, господствует низкопробный рыночный вкус, ценности толпы, а высочайшая культура изобразительного искусства растоптана "грязными сапогами" модернизма и постмодернизма. Подобными негативными оценками пестрят страницы почти всех отечественных Интернет изданий, так или иначе причастных к Высшему специальному художественному образованию. Мол де классическая школа реалистического искусства "там у них" давно канула в Лету, и одно только наше Отечество способно еще пока противостоять разрушительному влиянию западных ценностей, бережно сохранять и развивать то уникальное, бесценное, что наработано всей мировой культурой реалистического изобразительного искусства.
Так ли обстоят дела на самом деле, как это описывается в мрачных констатациях подобных "далеко и все смотрящих, видящих и все знающих"?
Вашему вниманию предлагается несколько видео мастер-классов, которые дает гражданин Соединенных Штатов Америки Давид Кассан, с которыми он гастролирует по всему миру, рекрутируя страждущих и желающих научиться высотам изобразительного искусства в свою собственную школу-студию, основанную на фундаменте русской (!) школы высокого реалистического искусства.
Рисунок. Классические привычные инструменты: карандаш, бумага. Портрет натурщика (в качестве натурщика - обычный американский нищий, бездомный)
Неклассические в привычном понимании технологии и материалы. Портрет натурщика (натурщик тот же). Живопись с натуры пальцами по сенсорному экрану iPad.
Надо при этом сказать, что Давид Кассан не является абсолютно уникальным и единственным представителем этого своеобразного и очень непривычного для отечественной школы реалистического искусства остро современного направления в художественном образовании. Эта тенденция, отчетливо прослеживаемая в современной культуре, глубоко проникает во все национальные школы изобразительного искусства стран Запада и Дальнего Востока. Не только США, но и Европейская, Восточная, Австралийская и др. высшие школы изобразительного искусства могут совершенно спокойно похвастать своими мастерами, не уступающими ни в чем Давиду Кассану в мастерстве видеть, чувствовать и уметь воспользоваться традиционными приемами и навыками реалистической школы изобразительного искусства. Необычен сам подход, манера и способ подать свое умение, но традиции реалистического искусства не только не умерли, но живут и развиваются, в чем может убедиться каждый просмотревший эти видео сюжеты.
Еще один представитель этой мощной тенденции - Ричард Моррис из Лос Анжелеса США. Сайт художника.
Видео сюжет. Портрет натурщика. Классическая техника рисунка. Бумага, карандаш.
Активно до сих пор пополняют ряды наставников-преподавателей в западной школе реалистического изобразительного искусства бывшие граждане некогда союзных республик Советского Союза, иммигрировавшие с распадом СССР в самые различные страны мира.
В их числе и Instructor Vadim Zanginian http://vadimfineart.com/ Вадим Зангиньян (Вадим Занг - Vadim Zang) сейчас преподает в Лос Анжелеской Академии изящных искусств, транслируя в западную культуру ценности и достижения русской (советской) школы реалистического искусства. Сайт Академии изящных искусств.
К сожалению формат и размер этого моего небольшого Интернет обзора не позволяет в полной мере охватить все страны и континенты за пределами России, испытавшими мощное влияние классической русской реалистической школы изобразительного искусства сегодня. Еще один пример из современной практики Высших школ США это Академия изящных искусств "Bridgeview" в местечке Кук, штат Иллинойс, США.
Занятия по живописи (натурный класс) проводит наставник (инструктор) Samuel Kudish.
Согласитесь, но несколько непривычно видеть преподавателя с кистью, палитрой перед своим собственным холстом, и студентов в одном и том же натурном классе на учебных занятиях, работающих одновременно над одной и той же постановкой (над одним и тем же заданием), не правда ли? А может быть мы уже отвыкли иначе думать, разучились сами преподавать?
Мой беглый обзор был бы, очевидно, мало объективен и далеко не полон без сравнения. В заключение - нынешнее состояние Высшего специального художественного образования в ранее повсеместно признанном центре реалистической школы изобразительного искусства, в Московском государственном академическом художественном институте имени В.И. Сурикова, чье имя особенно популярно на его родине, в городе Красноярске.
Защита дипломных работ. 2008 год. Факультет живописи. МГАХИ. Несколько работ с защиты.
1. Андрей Сахаров. Эскиз росписи ресторана.
2. Евгения Буравлёва
3. Елена Гостюшина
4.
5. Дмитрий Ананьев (батальная мастерская)
И наконец, несколько фото зарисовок с очередного просмотра в Суриковском институте 2008 года.