Невероятные вещи в мире человеческих страстей. Анекдоты о себе любимом, преподавательские и студенческие шутки, розыгрыши, юмористические коротенькие рассказы, притчи и т.п.
Главный герой замечательного американского фильма "Игры разума" Нэш получил Нобелевскую премию за свои математические исследования (применимо к экономической теории) в области случайных, стохастических, спонтанных явлений. С этого времени можно смело сказать, что в не только в научном, но и в мире обыденном наступила эпоха тотального осознания фактора случайности, как проявления определенного рода математических закономерностей. Будучи, по своей сути, революционной, эта теория прочно вошла не только в академическую, но и отраслевую, прикладную науку, оказав влияние в последствии, пожалуй, на весь мир современных технологических разработок.
Сегодня мир компьютерных технологий прочно закрепил математический алгоритм случайности в числе инструментальных средств диалога между ЭВМ и пользователем, получив при этом даже свое собственное устойчивое наименование "RANDOMIZE". В качестве самого наглядного и яркого, хорошо знакомого всем пользователям, примера здесь следует назвать прежде всего компьютерные игры и тут же следом указать на закрепленный в любой современной компьютерной программе (в основном предназначенной для дизайнеров, художников и архитекторов) инструмент под тем же самим именем. Внешне случайные, но необычайно яркие эффекты, получаемые с помощью инструмента "Randomize", позволяют чудесным образом создавать, подчас неосознаваемые обычной, бытовой логикой, легко и просто (как говорится, одним кликом, одним щелчком мыши) достаточно сложные формы, необычные цветовые сочетания, редактировать очень простые объекты в объекты самых причудливых очертаний... и т.д. и т.п. Каждый практикующий художник знает в своей практике, насколько велика роль случайно положенного красочного мазка кистью на холст, случайного движения скульптурного стека при работе с глиной или пластилином, случайного движения карандаша по бумаге... Но... До недавних времен творец особо не задумывался и не придавал этому большого значения, оставляя "досужие " разговоры вокруг темы "озарения и наития" на комплиментарный или остро критический откуп искусствоведам и зрителям. Случайно организованный сюжет в многофигурной картине, случайное трепетание света и тени на листве или на случайно сгрудившихся в небе облаках... придает только необычайную живость изображаемому, почти уподобляясь самой жизни, споря с ней за право первенства и заявляя претензии на обустройство самой жизни, на ее создание не только в творчестве художников изобразительного искусства, но и в искусстве кинематографа, литературы, музыки и поэзии... стремительно уже набирают силу новейшие тенденции нового жизнеустроительства, миросозидания и в архитектуре, и в декоративно прикладном искусстве и в дизайне. Случайные явления с прогрессирующим ростом и развитием электронных информационных технологий получили уникальный карт-бланш заявить о себе в полный голос, и сегодня каждый из нас подобно древним грекам (наивно веровавшим в существование богинь Судьбы - Мойр) начинает вполне серьезно или с улыбкой иронии на устах утверждать тоальную роль случая в их собственных поступках, веровать в счастливое или роковое стечение обстоятельств. Особенно актуальной эта тема становится сегодня (как никогда в ближайшей истории) при распаде детерминистсих взглядов на все ранее существовавшее мироустройство и миропорядок. Мир становится чрезвычайно остро динамичен, текуч словно бешенные в камнях струи горного потока, и ежемоментно изменяем. Наши представления о мире мгновенно устаревают, не успев закрепиться в современной культуре в виде устойчивых художественных образов и представлений. На смену неродившимся идеям и мыслям словно по мановению волшебной палочки появляются и тут же исчезают в Лету новые. Мир закрутился в бешенной круговерти идей, озарений, открытий, событий и фактов, уследить за которыми уже становится немалой проблемой... Художественное сознание, пытаясь "ухватить за хвост жар - птицу" случайности предлагает экстремальные, подчас шокирующие бытовое сознание, остро авангардные решения. Словно пытаясь отгородиться от существующей реальности в ее чувственном многообразии, повсеместно создаются произведения искусства, живущие полнокровно только лишь в мире виртуальном на гладкой поверхности компьютерного монитора или телеэкрана, захватывая в психическом мире последние островки нашего ортодоксального сознания, уже и на подсознательном уровне диктуя нам не свойственные ранее модели поведения. Словно по лезвию бритвы, на грани фола, между безвкусием и кичем, подобно аргонавтам, плывущим между Сциллой и Харибдой, художественное сознание в родовых схватках творения создает то, что еще совсем недавно едва ли можно было отнести к проявлениям аргументированной художественной воли. Плодятся и размножаются всевозможные артефакты случайных сочетаний звуко, цвето и свето форм, перемешиваясь между собой словно в кипящем котле Начала Всех Начал, Начала со-Творения Мира, порождая новые и новые, невиданные до того, откровения современной культуры. Подобно ядерному распаду и синтезу включаются в цепную реакцию, ранее казавшиеся устойчивыми и неподвижными, уже и сами континентальные плиты прото форм, архетипов сознания. Мир преобразился, стал неузнаваем и оттого, вероятно, стал пугающ своей устрашающей силой и волей к созиданию неведомого и непознанного, за гранью дозволенного, охраняемого и ранее тщательно табуированного. Экологическая проблематика подталкивает к принятию нестандартых решений в политике, экономике, в социальной сфере. В искусстве зреет и набирает силу новые веяния, не услышать вой надвигающегося шторма которого сейчас уже нельзя. Преступно нельзя. Хаос управляет миром. Не увидеть, не заметить этого уже сегодня невозможно. Случайность, как осознанная форма нашего миропредставления, завоевывает все новые и новые территории в культуре. Спонтанность принятых решений, случайность созидаемого сегодня становится едва ли не флагом авангарда в искусстве всех видов, жанров и направлений, его визитной карточкой и трэндом. Случайность становится нормой человеческих отношений, устойчивые связи традиционалистской культуры рвутся в клочья словно истлевшие за ненадобностью канаты на странствующем корабле призраков в бушующем океане человеческих страстей. Мы сами, того не заметив, вдруг и почти мгновенно оказались сами на экране "Матрицы", мы бродим вместе с персонажами Сакурова по залам и галереям Эрмитажа, встречаясь с тенями отечественной истории словно с реально живущими в его киноленте "Российский ковчег". Мы не заметили, как оказались в одночасье по ту сторону зазеркалья Льюиса Кэролла, путешествуя в нем вместе с Алисой, но уже в собственной, нашей стране чудес. Мы не заметили, как уже сами стоим на палубе ветхозаветного ковчега и пристально пытаемся вглядываться в бесконечность океанского горизонта культуры с великой надеждой обретения твердой почвы под ногами, пуская артефакты голубей для поиска обетованного Арарата. Мы не заметили как попали в поле зрения срытой камеры, мы не заметили как сами стали героями сновидений современной культуры, как сами обратились чудесным образом в ее творения. "Чудесный шкаф" великого художника Люрса с его фантастическими персонажами перекочевал с его гениальной шпалеры в мир современный, обыденый и мы, незаметно перевоплощаясь в них, судорожно стремимся обрести в нем свою собственную полочку, отгородиться от соседнего мира иллюзорной стенкой, сотканных из наших прежних представлений об устойчивости мира, заблуждений, не ведая, не замечая того, что стен и границ традиций уже давно нет. А есть всего лишь бумажные стены лабиринта нашей псевдоуверенности в стабильности и несокрушимости миропорядка. Блуждая в его, нами же созданных, коридорах из одноразовой газетной бумаги, не ведая и не зная, куда мы направляем свои стопы, мы, словно слепцы Брейгеля, на краю пропасти пытаемся важно рассуждать о неведомом, ощупывая по частям, по кусочкам части того ясно зримого Целого, которое далеко видно прозорливым гениям современности. Искушение сотворением из области досужих разговоров о невозможности, запрещенности оного стало повсеместным фактом. И сегодня не только клонирование и био технологии прорвались на перефирию нашего бульварного сознания, вызывая непонимание, опасения, страх и отчуждение, но уже и искусство стремится заглянуть в такие уголки бессознательного, куда ранее оно не только не отваживалось скомно войти, но врывается сегодня туда полновластно, громогласно заявляя свое право первой брачной ночи на истину в последней инстанции, отвергая и сокрушая бытовавшие до последнего каноны классических традиций. Мы на пороге революционных по
... Читать дальше »